• Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави

    Кто такой Ходжи Ахмет Ясави, что удостоен великолепного мавзолея – самой важной святыни Туркестана? Он – исламский религиозный просветитель, вел свою деятельность по распространению вероучения среди тюркоязычных народов и призывал их к духовному единству.

    Ясави прошел трудный и тернистый путь человека, проповеди которого долгое время не принимались. Но он не отказывается от своей философии и упорно с помощью учеников и последователей в течение 30 лет продолжает миссию. Казахи-кочевники уважали просветителя, заучивали его стихи, шли за духовной помощью и советом.

    Поэт и проповедник был приверженцем учения ислама, поэтому считал, что его жизненный путь не должен превышать жизни пророка Мухаммеда. Дожив до 63 лет, он добровольно ушел в келью под землей и провел там без солнечного света оставшееся время земного пребывания. После смерти великий мудрец был похоронен с почестями достойными его славы в небольшом мавзолее.

    Нынешняя величественная реликвия Казахстана была возведена на месте обветшавшего захоронения Ясави спустя более двух веков после его смерти. Такое решение принял Тамерлан, соединяя религиозные и политические амбиции. Строительством грандиозного мемориального комплекса он хотел упрочить свой авторитет среди народа и на основе религиозного центра попытаться создать единое государство. С другой стороны — величественность постройки должна была показать могущество державы перед многочисленными врагами, постоянно курсирующими мимо города, стоящего на границе.

    Великий эмир с воодушевлением принялся за осуществление проекта, в разработке которого принимал непосредственное участие вместе с лучшими архитекторами того времени. Начало строительства датируется 1385 годом. Спустя 20 лет Тамерлан умирает, но его детище уже поражает казахов красотой и величием.

    Мавзолей – очень мощное прямоугольное сооружение. Его внешние стены под 2 метра толщиной, в центральном зале толщина стен доходит до 3 метров. Вход оформлен в виде огромного портала, который при Тамерлане не был достроен. Его дополнили зубчатыми бойницами в пору Кокандского ханства. Над зданием высятся множество куполов.

    В мавзолее помимо усыпальницы имеются еще 35 комнат различного назначения. Помещение захоронения – зал крестообразной планировки, где центр занят надгробием, покрытым плитками змеевика. Для украшения карниза и углов применили призматические фигуры, выглядящие свисающими сталактитами. Высокий купол усыпальницы выложен лазурной плиткой, а на дверях — витиеватая резьба по дереву и слоновой кости.

    Зодчие скрупулезно подошли к выполнению внешнего вида и размера купола – он у тюркских народов обозначает символ единства и радушия. Это двухтонное изделие отлито из сплава семи металлов диаметром около 2,5 метров.

    Другие комнаты архитектурного ансамбля когда-то задумывались как отдельные сооружения и функционировали автономно. Существовал главный зал приемов и совещаний, где собирались ханы и решали государственные вопросы. Здесь же есть мечеть, расписанная орнаментом голубых цветов. В стене молитвенная ниша отделанная мозаикой. Одна из комнат занята библиотекой с коллекцией ценных книг, она служила и как учебный класс, где преподавался ислам. А средневековая баня принимала посетителей вплоть до середины 70-х годов прошлого столетия. В парадном зале по приказу инициатора постройки установлен огромный котел, выплавленный иранским мастером в 1399 году. И сейчас удивляет гостей его причудливый декор из орнамента и арабской вязи. В нем хранятся подарки великого эмира.

    Для казахов мавзолей – святое место, к которому они идут поклониться как мусульмане в Мекку.

    « « Эль-Кувейт | Колонна Святой Марии » »

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    ФОТО С РАЗНЫХ СТРАН
    все фото
    Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.