• Крестный путь

    В Иерусалим приезжают тысячи человек и проходят «Путем страданий», который преодолел Иисус Христос, обретая бессмертие. Современная дорога по улице Виа Долороза, чей перевод звучит так скорбно, мало чем напоминает евангельские события двух тысячелетней давности. Верным осталось направление движения отправной точкой, которого являлась крепость Антония, а окончанием – гора Голгофа.

    Сейчас это узкая улочка, замощенная светлым камнем с такими же солнечными домами, причудливо вьется по местности, упираясь то в церкви, то в стены строений. Каждый решает сам, как он пройдет Крестный путь – в одиночестве или в компании.

    Город за эти тысячелетия изменялся неоднократно: что-то исчезало, пристраивалось, снова разрушалось, дополнялось новыми зданиями, улицами. Но главное, что путь Скорби отмеченный монахами-францисканцами в Иерусалиме во времена средневековья принимается за истинный, потому что суть его не в географии, а в абсолютной уверенности в подлинность случившегося.

    Задолго до нашего времени были споры по количеству остановок на пути Христа к лобному месту и только в 17-ом веке решено сделать традицией 14 таких пунктов. Все эти точки или как еще их называют станции, по настоянию францисканцев обозначены построенными церквами и часовнями. Каждой станции соответствует событие по дороге следования Иисуса. 9 остановок встречаются в текстах Евангелия, а оставшиеся 5 дошли к нам из легенд и преданий.

    Мощные Львиные ворота Старого города стоят у начала Виа Долорозы. Иисус вошел через них в город, откуда и ведется отсчет его Крестного пути. Здесь же в библейскую пору стояла крепость Антония известная тем, что в ней прокуратор Понтий Пилат осудил Иисуса Христа на смертную казнь. И в нынешние дни по пятницам монахи-францисканцы от этой начальной точки повторяют горестное шествие, напоминая о событиях весеннего месяца нисана.

    Память о месте бичевания Христа увековечена часовней с купольной надстройкой, украшенной терновым венком. Здесь Спасителя били плетями, обрядили в багряные одежды и терновый венец, вручили Крест. У построенного тут женского монастыря есть арка со словами Пилата: «Се Человек», которые он адресовал когда-то толпе. Монастырский двор вымощен большими камнями, возможно по ним ходил сам Христос.

    Следующая остановка отмечена часовней, где тяжесть Креста была причиной падения Иисуса первый раз. Этот момент рельефно отображен над входом в культовое помещение польским скульптором Тадеушем Зелинским. Часовня считается польской, хотя первично была построена тут армянская капелла.

    Совсем недалеко от точки падения армянская часовня отмечает следующую станцию, где Иисус встретился с матерью. В евангельском повествовании описывается, что Дева Мария ожидала сына у дороги и не побоялась строя солдат, которые преграждали ей путь к нему. Прорвавшись сквозь оцепление, Богородица встретила его с тяжелой ношей на плечах. Помимо часовни близко к месту встречи выстроена «Скорбящая мать» — католическая церковь.

    Пятая станция «Пути Страданий» находится у основания подъема на Голгофу. На этом отрезке римляне остановили Симона Киринеянина, что с полей возвращался домой и принудили его вместо Христа нести Крест. Францисканская часовня возведена возле стены, на которой виден выщербленный камень – возможно, это точка опоры Иисуса после освобождения от тяжкого бремени.

    Далее пологий подъем ведет к остановке шестой по счету, к часовне Святой Вероники. Согласно преданию, внешний вид в этот час у Спасителя был ужасен: весь в крови, поту, пыли, с открытыми ранами, оплеванный, тяжело передвигающий ноги. Сердобольная Вероника, выйдя из дома, шелковой тканью отерла от пота и крови лицо страдающего. Она взглянула на платок – на нем остался отпечаток лика Христа. Римский Собор Святого Петра является современным хранителем этой реликвии – Спаса Нерукотворного.

    Многие считают, что порог Судных ворот стал основанием падения Иисуса второй раз. Это сооружение обозначало в то время границу города, где снова зачитывался приговор и изменению уже не подлежал. Сейчас эта территория вместе с плитами порога, обнаруженными при археологических раскопках, принадлежит Русской Православной Церкви и называется Александровским подворьем. Метка падения находится подле подворья на маленькой часовне в виде римской цифры VII.

    На греческом монастыре крест несет на себе пометку восьмой остановки, на которой Иисус Христос сказал свои знаменитые слова оплакивающим его женщинам. Его речь утешала и предупреждала иерусалимских дочерей о худших временах.

    Девятую станцию отделяет от коптского монастыря несколько метров. У его ворот в углублении стоит неприметная покосившаяся колонна, отмечая место третьего падения страдальца. Именно отсюда Христу довелось увидеть гору Голгофу.

    Оставшиеся пять стояний приходятся на Храм Гроба Господня – его внутренние территории. Здесь происходит обнажение Христа и в ознаменование события выстроена часовня. Далее он выводится на Голгофу, распинается на Кресте и прибивается к нему гвоздями. Мать смотрит на казнь своего сына. Мозаичное изображение Богородицы и распятого Иисуса обозначает одиннадцатое стояние. Место страданий и смерти на Кресте – двенадцатая станция на трудной дороге.

    Тело умершего снимается с креста и укладывается на Камень Помазания, подготавливается к погребению. Этот камень у входа в Храм и есть тринадцатое стояние.

    Путь на Голгофу заканчивается четырнадцатой станцией в часовне Гроба Господня. Тут похоронен Иисус в гробнице, освещаемой лампадами. Мраморное плоское надгробие венчает захоронение Христа. Евангелие гласит, что здесь Спаситель и воскрес. Над гробницей возвышается царственная ротонда Воскрешения, которую построили во времена правления крестоносцев.

    Наверное, нет более почитаемой христианской святыни, чем Храм Гроба Господня. Каких только перемен он не пережил за свою многовековую историю. Не раз он был христианским, а затем мусульманским. Подвергался разрушению, обновлялся и восстанавливался, перестраивался. Храм не одинокое здание — рядом Голгофа, место Распятия, ротонда и ряд других построек.

    Шесть христианских конфессий делят территорию храма между собой. А ключи от храмовых ворот находятся в мусульманской семье. И кто-то из них ежедневно отпирает утром врата для прихожан и туристов.

    Ежегодно в пасхальный день происходит возгорание Благодатного огня в особом помещении Храма – кувуклии. Доподлинно никому неизвестно как это происходит. Но тысячи и тысячи людей ждут этого момента и, получив огонь, оберегают его и делятся с другими.

    В отзывах о посещении многие отмечают, что Храм своим величием и атмосферой так воздействует на души людей, что даже неверующие невольно тянутся осенить себя крестом и стать на колени.

    Еврейский народ свято чтит храмовую гору, которая считается колыбелью Сотворения мира. Возле Стены плача – символа возрождения евреев всегда многолюдно. Верующие возносят молитвы, обращаются с просьбами о прощении и милости к Всевышнему.

    « « Крепость Арг-е Бам | Мечеть Имама » »

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    ФОТО С РАЗНЫХ СТРАН
    все фото
    Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.